Сегодня в России как никогда остро стоит вопрос о судьбе подрастающего поколения. Можно без преувеличения сказать, что от того, как сложится эта судьба, от того, какой путь выберут наши дети, будет зависеть как их личное спасение, так и национальная и государственная судьба России. Долгие годы господства атеизма, репрессий и гонений за веру, которые пришлось пережить нашему народу, не прошли бесследно. Мы потеряли очень много лучших людей нашей многострадальной Родины, утратили истинные духовно-нравственные и культурообразующие ценности и ориентиры. Вместе с тем сегодня, в условиях ложно понятой свободы, на детские души обрушиваются разнородные информационные потоки, которые своими порочными и безнравственными примерами способствуют растлению и разрушению молодого поколения. Под маской свободы насаждается самое настоящее рабство различным сектам, модным рок-группам, наркотикам, виртуальному миру, культу силы и приманкам материального преуспеяния. Без преувеличения можно сказать, что сила действия зла на людей и в первую очередь на детей, подростков, юношество достигла в наши дни небывалых масштабов.
Для современной школы исключительно важно знакомство родителей, педагогов и учеников с традиционным для России православным миросозерцанием, богатейшим духовным опытом, а также с основами психолого-педагогических знаний о развитии ребенка. Фундаментом Российского национального жизненного уклада и традиций, в т.ч. и в сфере педагогической, является православное мировоззрение, исповедуемое многими поколениями устроителей и делателей русской культуры, науки и истории.
Воспитание в нашей школе рассматривается одно из ведущих направлений работы, как составляющая образовательного процесса.
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Особенности организуемого воспитательного процесса неразрывно связано со следующими факторами:
- наличия в здании учебного заведения школьного храма, посвященного истории России начала 20 века, семье последнего русского царя страстотерпца Николая II;
- проведение богослужебных дней, утренних ежедневных молебнов, ежедневных нравственных бесед с учащимися;
- развитость социально-психологической службы в школе, в которой активно работают 2 педагога-психолога и социальный педагог;
- наличие у каждого класса духовного попечителя (прикрепленного наставника из духовенства благочиния), который ведет просветительскую и воспитательную работу с учениками;
- стержнем годового цикла школьных воспитательных мероприятий является годовой круг православных праздников;
- территориальная отдаленность школы от центра города, доставка учеников в школу на школьном транспорте , привязанность к режиму движения автобуса;
- особый состав учащихся — более 70% учащихся из многодетных семей.
Школа вправе уточнять воспитательный процесс, исходя из воспитательной направленности школы, особенностей, связанных с отдаленным расположением расположением образовательной организации от центра города, ее статусом, контингентом учащихся, а также важными для нее принципами и традициями воспитания.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основные традиции воспитания:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются основные ключевые общешкольные дела, проекты, которые выстраиваются в соответствии в годовым кругом христианских праздников, основными государственными праздниками, важными датами календаря, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- одной из ведущих линий для организации воспитательных мероприятия является работа педагогов по организации литературных балов и тематических вечеров, посвященных житиям святых, жизни известных деятелей культуры и науки.
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- активное участие в организации воспитательной работы школы принимают родители учащихся, в частности Родительский совет школы;
- в проведении общешкольных дел не акцентируется соревновательность между классами, но поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- в проведении и организации значимых общешкольных мероприятий важную роль имеет работа Совета старшеклассников, куда входят ученики 8-11 классов.
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции, а также духовный попечитель школы, который помогает в разрешении нравственных проблем в детских коллективах.
Школьные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума.
Проект «Святой класса» направлен на уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа;
- ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
2. Проект "Литературный бал" проводятся зимой - весной, организуются учителем коллективом педагогов, в который входит учитель русского языка, хореограф, учитель музыки, родители и т.д.
Цель мероприятия — привитие интереса к изучению литературы, чтению, развитие творческого потенциала учащихся.
3. Проект «Божий дар» и "Мир увлечений" - конкурс творчества, выставки творчества для учеников, педагогов, родителей, не только из нашей школы, но и из других учебных заведений.
Цели задачи:
- развитие и раскрытие творческого потенциала жителей города;
- пропаганда полноценного досуга среди населения, привлечение к творческим занятиям;
- тренировка навыков выступления на сцене перед публикой;
- обмен опытом между педагогами, установление и расширение творческих контактов;
- создание среды для продуктивного общения между творческими людьми.
4. Проект «Школьная благотворительная ярмарка» - реализуется несколько раз в год в содействии с Родительским советом школы.
Целью и задачами проекта является создание условий для благотворительной, творческой деятельности учащихся совместно с родителями и педагогами. Распространение идей благотворительности среди обучающихся, родителей, формирование гражданской позиции и социальной практики, привлечение коллектива учащихся, родителей и педагогов к участию в помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; сплочение коллектива обучающихся, родителей и педагогов; выявление и поддержка талантливых обучающихся.
5.Проект «Школьные рождественские чтения»
Открытая дискуссионная площадка – ежегодно организуемое в январе открытое мероприятие для педагогических, родительских, приходских групп, на которые приглашаются представители духовенства, деятели науки и культуры, представители общественности и в рамках которых обсуждаются насущные нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны.
Цель чтений: способствовать формированию национального самосознания, гражданственности, патриотизма, духовности как средствами объединения
здоровых сил общества в возрождении и поддержке славных традиций патриотизма, укреплении традиционной семьи и российской государственности через приобщение к изучению исторических, культурных памятников и духовно-нравственного наследия нашего края и Отечества.
Задачи:
- осмысление векового наследия взаимодействия Русской Православной Церкви, государства и общества в сохранении и развитии духовности и нравственных начал личности;
- расширение сотрудничества Русской Православной Церкви и государства в области образования и воспитания подрастающего поколения;
- осмысление проблем духовно-нравственного просвещения молодёжи; актуализация опыта и православных традиций воспитания человека в семье;
- совершенствование форм и методов работы по приобщению молодого поколения граждан России к многовековому культурному наследию российского православия;
- приобщение школьников к углубленной краеведческой, культурологической, исторической и философско-теологическойисследовательской деятельности;
- воспитание гражданской ответственности, пробуждение общенародной исторической памяти, самоидентификации, национального самосознания и
духовного единения у подрастающего поколения.
6. Проект «Военно-патриотическая игра «Казарла»
Ежегодная военно-патриотическая игра для подростков детских военно-спортивных клубов.
Целями и задачами являются:
- патриотическое воспитание молодежи;
- подготовка молодежи к военной службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, повышение престижа Вооруженных Сил среди обучающихся;
- формирование уважительного и ответственного отношения к героическому прошлому нашего народа;
- развитие интеллектуальной и физической активности ребят, пропаганда здорового образа жизни среди молодежи;
- формирование умений и навыков правильного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование и развитие навыков обращения со стрелковым оружием;
- поддержание связи и оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны;
- участие в районных и областных соревнованиях военно-патриотических клубов и туристических слетах.
7. Методический «Педагогический марафон» - ежегодные родительско-педагогические семинары, которые проводятся 1 раз в год на каникулах с привлечением специалистов из высших учебных заведений, психологов, руководителей детских общественных организаций и т. д.
Целями мероприятия является:
- актуализация творческого потенциала педагога;
- методическая поддержка учителей и классных руководителей;
- стимулирование применения нетрадиционных формы проведения уроков и внеклассных мероприятий.
Задача:
- развивать активную позицию педагога, его творческий потенциал.
Спортивные состязания по футболу, баскетболу, волейболу, игровые турниры открывают возможности для самореализации школьников, прививают интерес к занятиям спортом, способствуют социализации учеников через командное общение в игре.
Цели и задачи:
- пропаганда физической культуры и спорта;
- охранение и укрепление здоровья учащихся;
-приобщение школьников к систематическим занятиям физической культурой и различными видами спорта;
- формирование навыков здорового образа жизни;
– воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;
– обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие интереса к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков;
– укрепление здоровья учащихся.
Литературные встречи с детскими писателями - традиционно 1 раз в год приглашается детские писатели. Такие мероприятия позволяют заинтересовать детей к самостоятельному чтению, познакомить с новинками литературы.
Традиция в течении учебного года 1 раз посещать «Дом слепоглухих людей» , который находиться недалеко от нашей школы и является частью благотворительных приходских проектов. Такие экскурсии позволяют создать условия для воспитания у школьников милосердия и сострадания к людям с ограниченными возможностями здоровья, сформировать чувство сопричастности к другому человеку, научиться ценить свои жизнь и здоровье.
На школьном уровне:
Общешкольные праздники – в школе существует особый календарный кругу ежегодно проводимых творческих (театрализованных, музыкальных, литературных, просветительских) дел, связанных со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, в которых участвуют все классы школы, а также родители учащихся.
Духовные вечера - проводятся 1-2 раза в год под руководством творческого педагога зрителей знакомят с жизнью святых, подвижников русской православной церкви. В вечере принимает участие городская хореографическая студия.
Прощание с Азбукой - праздник, посвященный окончанию изучения Азбуки. Проходит в феврале.
День учителя — ряд общешкольных мероприятий с участием Совета старшеклассников.
Интеллектуальные тематические игры - театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы.
Церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
Контингент школы состоит из обучающихся, имеющих разные социально-культурные, этнокультурные особенности, состав стабильный. В школе есть обучающиеся с особыми образовательными потребностями, с ОВЗ, более 70% детей из многодетных семей.
В образовательной организации установлены единые требования к школьной форме обучающихся: парадная, повседневная, спортивная. Основной стиль повседневной одежды – классический, деловой (светлый верх, темный низ). Данные требования прописаны в локальных актах учреждения.
Воспитательно-образовательный процесс в школе направлен на предупреждение и своевременное выявление и ликвидацию, возникающих проблем.
Воспитательная работа школы основывается на следующих принципах:
гуманизма, законности; соблюдения прав ребенка и семьи; создания равных, благоприятных социально-психологических условий для развития и социализации обучающихся;
адекватности воспитательной работы в соответствии с общественно-экономическими условиями и социальным запросом;
системности;
формирования воспитывающей среды (сотрудническтво с культурно-досуговыми центрами, библиотеками, музеями организациями дополнительного образования, спорта; взаимодействие, интеграция воспитательных усилий семьи и школы);
целостности и преемственности педагогического процесса (взаимосвязи обучения и воспитания на учебных занятиях и во внеурочной деятельности; сохранение и развитие традиционных направлений воспитательной работы школы);
индивидуализации, субъектности (содействие развитию ребенка посредством помощи в осознании своего «Я» в связях с другими людьми и миром; осмыслении своих действий, умений предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений);
воспитания примером; воспитания в деятельности (насыщение условий воспитания интересными событиями, социально значимыми делами; вовлечение обучающихся в занятия учебно-познавательной, игровой, художественно-эстетической, общественно-трудовой, спортивно-оздоровительной деятельностью, обеспечивающей содержательное межличностное общение детей, ценностное ориентирование, морально-нравственное развитие, опыт социально-одобряемого поведения).